Рубрика
< Статьи

Круизные путешествия

Тревел Просмотров: 3061

Размер шрифта: aaaa Автор: Е. Крылова
Текст: Екатерина Крылова
Фото: Антон Жданов
С

 енека в письме к Луциллию писал: "Тот ничего не знает о мире, кто не знаком со своей страной". Немногие путешествуют по России: и сервис не тот, и дорого, и вообще там хорошо, где нас нет. Эти стереотипы работают не везде, и теплоходные круизы прекрасное тому подтверждение. Самобытность, размах и красота – вот зачем стоит хоть раз в жизни подняться на борт, скажем, трехпалубного «Президента» или четырехпалубного «Фёдора Шаляпина

Теплоходные круизы по Волге – это потрясающая возможность познакомиться с родной страной.

Да, буквально всё на борту наших лайнеров, большинству из которых уже пошел шестой десяток, напоминает о Советском Союзе: завтрак по талонам, сервис, атмосфера, песенный репертуар… Многие молодые люди поднимались по трапу с явным предубеждением к поездке – мол, плавали, знаем. Но этот вид отдыха имеет смысл рассматривать только в комплексе: надо любить свою страну, любить путешествовать и стремиться к знаниям и новым опытам и переживаниям. Тогда вы точно останетесь довольны, и весь скептицизм останется за бортом, на суше.

Теплоходные круизы по Волге, самой протяженной реке Европы, – это потрясающая возможность познакомиться с родной страной, сменить темп жизни, забыть об интернете, смсках, фейсбуке, учиться наблюдать и общаться с природой и соседями по палубе, какими бы они ни были. В баре или за игрой в «Мафию» все становятся друг другу чуточку роднее, и обычная – московская уж точно – агрессивная стремительность и неумение жить медленно плавно сходят на нет и растворяются в мерном дребезжании судового двигателя. Похоже, что на теплоходах действует тот же принцип, что и в поездах: после недельного путешествия до Владивостока любой отдельно взятый вагон больше напоминает большую семью со своей подноготной.

Круиз по Великой Волге подойдет тем, кто любит легкой рукой ставить крестики и флажки на картах или отмечать города и страны словами «Я там был». Времени для подробного знакомства с городом не будет, программа везде короткая, но представление о месте получаешь и видишь город с воды. Впечатления едва успевают усваиваться: в Мышкине мы пили водку в Музее Смирнова на брудершафт с директором музея, в Городце лепили глиняные свистульки, в Чувашии зачарованно наблюдали джигитовку, в Казани ели чак-чак, кулебяку и осматривали мечеть Кул-Шариф, единственную в городе, куда официально разрешен вход всем желающим.

Плёс – это сонный зелёный город с непринужденным отношением к жизни.

Чем богаты, тем и рады

У каждого города свой характер. Вот Мышкин, город, где мышь, якобы однажды спасшая жизнь некого князя, возведена в культ и продается на каждом углу во всех мыслимых вариациях. Туристы особенно любят магнитик «Мышь повесилась», видимо, каждый раз вспоминая о пустом холодильнике, который ожидает дома. Есть здесь и кафе «Мышеловка». Иногда, обыгрывая знаменитую пословицу «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», сыр в счёт не включают. Жизнь духовная проходит в красивейшей церкви «Всех скорбящих радость» иконы Божией Матери. Это город уникальных музеев: Музея валенка и Музея мыши, Музея Петра Смирнова. Вообще, современные туристические программы построены на интерактиве – экскурсия в каждом городе вовлекала туриста в процесс, он мог не только увидеть или услышать историю, но и принять в ней участие. В Мышкине нас завели на мельницу и рассказывали о том, как в старину крутились мельничные круги, как вручную выносили отсюда мешки с мукой… А вокруг нас сидели мыши – «декорации», думали мы. Как только мельницу завели, эти «декорации» бросились врассыпную… Все зрители перепугались от неожиданности! Город пользуется популярностью – в 2011 году на каждого жителя приходилось по 27 туристов.

А вот уже и Плёс – это сонный зелёный город с непринужденным отношением к жизни. Город для состоятельных людей в возрасте. Видимо, для них здесь ежегодно проводится фестиваль «Зеркало», посвященный памяти А.Тарковского, для них отстроили фешенебельную, дорогую набережную, они живут в отелях на первой линии – где «мест нет на ближайшие три месяца».

Высаживают в Городце, городе ремесленников. Здесь построили Город мастеров, где трудятся мастера деревянного зодчества и гончары. В местном Музее самоваров собрано несколько сотен этих устройств для кипячения воды и приготовления чая: деревянные, под хохлому, из гжели, гигантские и крохотные. Отсюда автобусом везут до Нижнего Новгорода, где времени хватит на обед, осмотр Кремля и спуск по длинной Чкаловской лестнице к стрелке Оки и Волги.

Чебоксары не так богаты как Плёс, но это самый гостеприимный, искренний и теплый город на всем маршруте. Отсюда автобус отвёз в Йошкар-Олу, где специально для нас давали джигитовку. В Чувашии есть душевный Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А. Г. Николаева, где работает Музей «Здравствуй, Земля» и подробно и с любовью рассказывается о жизни Андрияна Николаева.

Следующая остановка — Казань и Свияжск. В Свияжске активно ведется восстановление музея-заповедника, древнего города-острова Свияжска. Он был построен Иваном Грозным для похода на Казань. В конце XIX века сюда со всей России приезжали полюбоваться на церковные купола, но при советской власти все церкви закрыли, а в главном храме, Богородице-Успенском мужском монастыре, открыли психиатрическую лечебницу. В монастыре сохранилась большая часть стенной живописи эпохи Ивана Грозного,а также неканоническая фреска с изображением Св.Христофора с лошадиной головой – едва ли не единственная в мире. После XVI века по православным канонам на иконах разрешалось изображать только людей, поэтому подобные фрески уничтожались.

В Казани, на территории белокаменного Кремля находятся древнейшее из сохранившихся каменных построек города, Благовещенский собор, и высятся минареты мечети Кул-Шариф – дань уважения двум религиям, которые мирно сосуществуют в Татарстане. Старый город напоминает Восточную Европу: особняки в стиле модерн соседствуют с памятниками барокко. Красоту этой архитектуры прекрасно передает здание Дворца Земледелия, где сейчас здесь находится Министерство Сельского хозяйства Республики Татарстан.

Предпоследний день мы проводим в Ульяновске, большинство музеев и интересных мест которого так или иначе связаны с именем Ульянова-Ленина, который родился и первые 17 лет своей жизни провел здесь. Город исключительно богат на музеи, и ходить по ним – одно удовольствие. Главный музей города называется Ленинский мемориал, его открытие было приурочено к столетию со дня рождения Владимира Ильича. Это одно из самых монументальных музейных сооружений советской эпохи, построенное на самой высокой точке города – отсюда открываются удивительные виды на Волгу. Недалеко от этого места в 2007 году был установлен еще один уникальный памятник – букве «ё», в том виде, в каком она впервые была напечатана в альманахе «Аониды» в 1797 году на странице 166 в слове «слёзы». Ульяновск – родной город «отца» этой буквы Михаила Карамзина. Памятник также был призван вернуть интерес журналистов и редакторов к букве «ё», которая незаслуженно выходит из обихода.

Напоследок мы входим в порт крупного города Среднего Поволжья – Самары. С легкой руки самарцев пятикилометровая волжская набережная этого слывёт крупнейшей набережной Европы. Главному городскому променаду уже почти 70 лет, и еще в 30-ые годы он был больше похож на один большой промышленный склад, где хранились приходящие по реке дрова, камень, известь и гипс, находилось здесь место и лесопильным заводам, и конюшням. Реконструкция этой части города началась в 1939 году и продолжится до 2020 года. Сегодня это великолепная зона отдыха, с бульварами и пляжами, курортной атмосферой, сотнями маленьких кафе, фонтанами и ухоженными цветочными клумбами, и она прекрасно подходит как для занятий спортом, так и для спокойных семейных прогулок. У жителя Самары больше не стоит вопрос, куда сходить с девушкой на свидание или где спастись от тридцатиградусной жары.

Фото: Антон Агарков

Такая поездка по стране показывает, как мирно уживаются под одной крышей разные народности и национальности: татары, русские, чуваши… Всем известно из учебников и из жизни, что Россия – это сложная мультикультурная страна, но только убедившись в этом воочию, прочувствовав смысл этих слов, начинаешь относиться к ним с уважением.

Такая поездка по стране показывает, как мирно уживаются под одной крышей разные народности и национальности.

Долгими летними вечерами

Чем занять себя в то время, пока сменяются одна за другой географические зоны, климат и пейзажи? Вечерами на теплоходе показано пить советское шампанское, сидеть в баре на корме теплохода и играть в конференц-зале в «Мафию» или «Активити». Ехать лучше не с родителями (есть шанс умереть со скуки), а большой компанией друзей – так всегда будет чем заняться даже в том случае, если совсем не хочется общаться с соседями. Еще можно смотреть в каюте фильмы на ноутбуке, сидеть на палубе и любоваться проплывающими пейзажами, наблюдать за тем, как шлюзуются теплоходы (пассажирские суда проходят шлюзы вне очереди) и встречать рассветы, благо просыпаться здесь легко из-за свежести и чистоты воздуха…

Человеческий фактор

Круизный сезон по Волге короток и длится с июня по сентябрь. Судоходные компании предлагают самые разные программы: от двухдневных речных прогулок до более продолжительных, которые длятся от недели до трех недель. Отправляются теплоходы, как правило, из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары. Да, теплоходные круизы по Волге – это дорого и сопоставимо с недельной поездкой в Европу (девятидневный круиз Москва-Самара стоит 40 000 рублей). Но вы платите за безопасность (теплоход идет и в шторм, при сильном ветре и нулевой видимости), интерактивную экскурсионную программу и такие дорогостоящие «мелочи» как аренда причальных стенок в разных городах. Конечно, аварии всегда были, есть и будут. Но крушение «Булгарии», сказавшееся на работе всей индустрии, привело к оттоку туристов, которые пересели на заграничные лайнеры, позабыв, видимо, о печально известном теплоходе Costa Concordia.

Ведь дело не только в старой технике, но и в человеческом факторе. В далёком 1995 году мы с семьёй путешествовали на теплоходе из Москвы в Санкт-Петербург. На подъездах к Валааму, ранним летним утром «Константин Циолковский» на полном ходу, в тумане сел на мель – в кают-компании перепились рулевые, и не заметили, как сбились с курса. Помню, тогда в каши обильно сыпалась штукатурка и очень сильно трясло. 

 


c Комментарии Facebook Вконтакте

Смотрите также:

Легенда морей

2012 Planetpics
Facebook x